Кинотеатр Ударник








Фото

Видео

Партнероам

Документы

Контакты

Вакансии




«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30



Татарский сад.

Сад создан в результате совместной работы Регионального общественно-демократического движения «Союз татарских женщин Удмуртии «Ак Калфак» и Общественного движения Удмуртской Республики «Башкирский общественный центр «Курай»

Не русский я, но россиянин

Не лист берёзовый России.

Исконный я татар-татарин

И до конца останусь им я!

Тата́ры (самоназвание - тат. татарлар, tatarlar) - тюркский этнос России и постсоветских стран, крупнейшее национальное меньшинство, ареал: Татарстан, Европейская часть России, Поволжье, Приуралье, Сибирь, на территории Крыма, на Дальнем Востоке, в Казахстане, государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР, а также в США, Финляндии, Германии, Польше, Австралии, Японии, Франции, Турции, ОАЭ.

В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской националь-ности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть населения республики.

Делятся на три основные этнотерриториальные группы: волго-уральские, астраханские и сибирские.

Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на два диалекта: мишарский (западный) и казанский (средний).

Большинство татар – мусульмане-сунниты, также есть небольшая группа православных (кряшены), и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Этнические группы.

Татары состоят из нескольких субэтносов. Самыми крупными из них являются:

Казанские татары (тат. казанлы) - одна из основных групп татар, этногенез которых неразрывно связан с территорией Казанского ханства. Разговаривают на казанском диалекте татарского языка.

Татары-мишари (тат. мишәр) - одна из основных групп татар, этногенез которых проходил на территории Средней Волги, Закамья, Дикого поля и Приуралья. Разговаривают на мишарском диалекте татарского языка.

Касимовские татары (тат. кәчим) - одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Касимовского ханства. Разговаривают на казанском диалекте татарского языка.

Сибирские татары (тат. себер) - одна из групп татар, этногенез которых связан с территорией Сибирского ханства. Разговаривают на сибирско-татарском языке.

Астраханские татары (тат. әстерхан) - этнотерриториальная группа татар, этногенез которых связан с территорией Астраханского ханства.

Кряшены (тат. керәшен) - этноконфессиональная группа в составе татар волжского и уральского регионов, исповедуют православие.

Пермские татары - этнографические группы татар, этногенез которых проходил на территории Пермского края.

Нагайбаки (ногайбаки, тат. нагайбәкләр) — этнографическая группа татар, входящих в сословие казачества и проживающих по большей части в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области. Язык - говор среднего диалекта татарского языка. Верующие - православные христиане. По российскому законодательству официально являются малым народом.

Чепецкие татары - этнотерриториальная группа в бассейне Чепцы, родственная казанским татарам, этногенез которой связан с Каринским княжеством.

Все субэтносы татар чаще всего представлены в смешанном виде.

Язык, письменность и образование.

Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Литературный язык татар сформировался на основе казанского диалекта с морфологической структурой мишарского.

С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе.

До революции 1917 года роль образовательных учреждений выполняли медресе.

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты.

Почти в каждом доме на стене висел и весит вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

Татарский народ.

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи.

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая )и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарская национальная одежда.

Основа татарского костюма составляют кулмэк (рубаха-платье) и шаровары, а также бешмет, чекмень и казакин. В качестве верхней одежды часто надевался халат.

Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной однотонной или полосатой (чаще тяжёлой полушёлковой) ткани и подпоясывали кушаком. В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы. Головным убором мужчин, была четырёхклинная, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (покрывала у женщин, вышитого тамбуром – эрпэк) в холодное время надевали полусферическую или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Женский головной убор в прежние времена, как правило, содержал информацию о возрастном, социальном и семейном положении его обладательницы. Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки.

Носили также налобные и височные украшения – полоски ткани с нашитыми бляхами, бусинами, подвесками.

Обязательной частью женской одежды было покрывало. В этой традиции отразились древние языческие воззрения о магии волос, закрепленные позднее исламом, рекомендующим скрывать очертания фигуры и прикрывать лицо. В XIX веке на смену покрывалу пришел платок, универсальный головной убор практически для всего женского населения России. Однако женщины разных национальностей носили его по-разному. Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас.

Сабантуй.

В прошлом татары в массе своей были сельскими жителями. Поэтому их народные праздники были связаны с циклом сельскохозяйственных работ. Как и у других земледельческих народов, особо ожидаемой у татар была весна. Это время года встречали праздником, который получил название «Сабан туе» — «свадьба плуга».

Сабантуй – очень древний праздник. В Татарстана(Әлки районы) обнаружен надгробный камень, надпись на котором гласит, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.

Традиционно перед праздником юноши и пожилые мужчины начинали сбор подарков к Сабантую. Самым ценным подарком считалось полотенце, которое получали с молодых женщин, вышедших замуж после предыдущего Сабантуя.

Сам праздник отмечали состязаниями. Место их проведения назывался «майдан». Состязания включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие только мужчины. Женщины лишь наблюдали со стороны.

Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8 - 12 лет. Старт устраивали в отдалении, а финиш — на майдане, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Владельцы скакунов получали отдельные призы.

В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики.

После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур.

Сабантуй и по сей день остается самым любимым массовым праздником в Татарстане. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана.

Но если раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), то теперь - в честь их окончания, в июне.

Также обязательно угощение для всех присутствующих - каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

В Poccийcкoй Фeдepaции ceгoдня живyт люди caмых paзных нaциoнaльнocтeй. У кaждoй из них имeютcя cвoи тpaдиции и oбычaи. Нaибoлee мнoгoчиcлeнныe из нapoдoв имeют cвoи cyбъeкты, вхoдящиe в cocтaв Poccии. Taк, в ПФO pacпoлoжилacь pecпyбликa Бaшкopтocтaн.

В кaчecтвe cтoлицы Бaшкopтocтaнa был выбpaн гopoд Уфa. Cyбъeкт был выдeлeн в cocтaвe Poccии пo нaциoнaльнomy пpизнaкy, пoлyчив тaкoe пpaвo пepвoй cpeди пoдoбных aвтoнomий. Этo пpoизoшлo в 1917 гoдy.

Ocнoвнoe нaceлeниe Бaшкopтocтaнa – бaшкиpы.

Башки́ры (башк. башҡорттар; самоназвание – башкорт/башкурт; устаревшее название - башкирцы) - тюркский народ, коренное население Башкортостана и одноимённой исторической области.

Численность в мире около 1,7 миллионов человек. В Российской Федерации, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает 1 584 554 башкир, из них 1 172 287 - в Республике Башкортостан.

Помимо собственно Республики Башкортостан, башкиры живут во всех субъектах Российской Федерации, а также в государствах ближнего и дальнего зарубежь.

Фaктopoм, koтopый пoзвoляeт пpeдcтaвитeлям нaциoнaльнocти coхpaнить oбщнocть, выcтyпaeт peлигия. Пpeoблaдaющee чиcлo бaшкиp являeтcя мycyльмaнaми–cyитaми.

Ceгoдня Бaшкopтocтaн cтaл цeнтpoм для вceх людeй, иcпoвeдyющих мycyльмaнcкyю вepy пpoживaющих в Poccии.

В Республике действуют более трехсот мечетей, Исламский институт, несколько медресе. В Уфе расположено Центральное духовное управление мусульман РФ.

Кopeнныe житeли oчeнь тoлepaнтнo oтнocятcя к иным вepoиcпoвeдaниям, пpи этoм пpoдoлжaя чтить cвoи тpaдиции. Нa тeppитopии pecпyблики пpoживaют пpeдcтaвитeли cлeдyющих peлигий:

пpaвocлaвиe, пpишeдшee в cyбъeкт c pyccкими пepeceлeнцaми,

cтapooбpядчecтвo,

кaтoличecтвo,

иyдaизм,

иныe peлигии.

Национальный язык - башкирский.

Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии. Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. На праздниках проводили ритуалы для умаливания богов. Сейчас отмечают праздники как дань традициям. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд «кукушкин чай», к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.

Интересные факты

-Важнейшую роль в жизни башкир играли старейшины, поэтому обычай почитания старших сохранился до сих пор.

- В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

- Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

- Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

-У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы. 

Современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Яндекс.Метрика



Ваш отзыв
Всего ответов: 292